Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В МБДОУ ДС №4 «Василёк» созданы условия для получения образования детьми с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Кабинет педагога-психолога – предназначен для проведения диагностической и коррекционной работы с детьми (в том числе с ОВЗ и инвалидов), консультационной работы с педагогами и родителями.  Специалист работает над коррекцией поведения, интеллектуальным развитием, устранением комплексов, зажатости и других факторов, мешающих полноценной жизни. Чтобы процедура была максимально эффективной, кабинет психолога оформляется в соответствии с требованиями ФГОС, оснащается современным оборудованием, методическими материалами.

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога определяется особенностями личностно-ориентированной модели общения с дошкольниками, их возрастными, индивидуальными особенностями и интересами. Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала; материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, а также возможности для уединения.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Групповые помещения предназначены для пребывания в них детей в течение дня, организации для них различных видов деятельности, отдыха, приёма пищи.
В соответствии с ФГОС к условиям реализации Программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.) в каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели и игрового оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей. В ДОУ создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития.

Для осуществления образовательного процесса с детьми раннего и старшего дошкольного возраста в каждой группе имеются: приёмная, групповая, туалетная, умывальная, оборудованы в соответствии с санитарными нормами и их назначением.

В детском саду функционируют 6 групп:

Из них:

  • 1 первая младшая группа  (от 2 до 3 –х лет);
  • 1 вторая младшая группа (от 3до 4 лет);
  • 1 средняя группа (от 4 до 5 лет);
  • 1 старшая группа (от 5 до 6 лет);
  • 1 подготовительные группы (от 6 до 7 лет).

 Группы оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС №4 «Василёк».

Музыкальный зал — это образовательная среда для дошкольников. Он предназначен для проведения музыкальных занятий с воспитанниками, в том числе с ОВЗ и детьми-инвалидами, а также для проведения праздничных мероприятий — утренников, досугов и развлечений. в музыкальном зале имеется фортепиано, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, проектор; в кабинете представлен широкий спектр музыкально — дидактических игр, пособий, методической литературы по музыкальному развитию дошкольников.

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в группах Учреждения функционируют объекты (зоны) с целью обозначения игровых и обучающих территорий:

Название кабинетов

Функциональное использование

1

Зона обучения и развития: центр математики, науки и естествознания, грамотности и письма.

Проведение занятий

2

Центр сюжетно-ролевых игр

Организация развлечений, формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно-ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей

3

Центр для театрализованных (драматических) игр

Организация развлечений, просмотр и показ спектаклей, театра; организация индивидуальной работы с детьми, развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.

4

Центр  музыки

Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, где вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, знакомятся с творчеством известных композиторов, играют на музыкальных игрушках и учатся играть на настоящих инструментах.

5

Центр изобразительного искусства

Организация индивидуальной работы по образовательной области «художественно – эстетическое развитие», организация выставок для детей тематических и традиционных, знакомство детей с работами выдающихся мастеров.

6

Центр мелкой моторики

Организация двигательной деятельности, обуславливаемая скоординированной работой мелких мышц рук и глаз, навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать, лучше понять мир.

7

Центр строительства и конструирования из деталей

Обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора разных размеров и материалов.

8

Центр конструктивного - моделирования

Обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора, бумаги, бросового и природного материалов

9

Центр уединения

Помогает ребенку избежать стресс, должна быть возможность побыть одному, если он в этом нуждается.

10

Литературный центр (книжный уголок)

Лич­ностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями.

11

Центр  экспериментирования

Развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.

12

Площадка для активного отдыха 

Удовлетворение потребности дошкольника в движении и приобщении к здоровому образу жизни, индивидуальные физкультурные занятия и игры, двигательной активности детей, проведение утренней, дыхательной гимнастики, игр и т.д.

13

Логоуголок

Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение детьми операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один);развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках

14

Центр безопасности

Проведение практических и тематических занятий по закреплению ПДД, ППБ , проведению игр и бесед по правилам дорожной безопасности, пожарной безопасности, профилактика бытовых травм.

15

Центр дежурства

Обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание дисциплины и трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности в действиях.

Наличие оборудованных библиотек

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных объектов спорта

СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ: спортивная площадка на территории ДОУ и физкультурный зал.

Музыкально - спортивной зал оснащен различным спортивным оборудованием и инвентарем: имеется спортивный комплекс, гимнастические скамейки, стойки для лазанья, ребристая доска, гимнастические палки, скакалки, обручи, мячи разного размера, кегли, гантели,  маты. мягкие модули  и т.д

Спортивная площадка оснащена специальным мягким покрытием, спортивным оборудованием для занятий физической культуры с обучающимися на открытом воздухе.

В каждой возрастной группе имеется центр по физической культуре, оснащенный как традиционным, так и нетрадиционным игровым оборудованием.

Специальные объекты спорта для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ отсутствуют.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

В ДОУ имеются следующие средства обучения

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
  • учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
  • спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Информация  о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационных сетях

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

Доступ к информационным системам и информационно телекоммуникационным сетям, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В учреждении подключен Интернет.
В свободном доступе для детей в ДОУ, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов,  компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления - 2 компьютера и 1 ноутбук, 1 принтер.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.

В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются информация и документы, касающиеся организации образовательного процесса в ДОУ.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Сведения об электронных образовательных ресурсах к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидам

Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы:

Сайт детского сада

Страница ДОУ в социальной сети ВКонтакте

Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования РФ

Образовательная платформа "Просвещение"

Сферум

Образовательная социальная сеть nsportal.ru

Международный образовательный портал maam.ru

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:

- при входе в организацию оборудована кнопка вызова сопровождающего, входная группа достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, имеется пандус;

— при входе установлены тактильные средства информации, передаваемые инвалидам по зрению и воспринимаемые путем прикосновения (осязания), выполненные шрифтом Брайля;

— при входе установлена кнопка вызова работника детского сада (сопровождающего лица),

— имеется вывеска с названием организации, графиком работы администрации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

— установлен знак безопасности «Желтый круг» на входной двери

- имеется кресло-коляска.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: музыкальная установка (ноутбук, пианино, колонка). Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: в образовательной деятельности детского сада используются средства обучения, предназначенные в том числе и для использования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации   образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно — образовательных задач в оптимальных условиях. Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах. Литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Специальные условия охраны здоровья обучающихся — здание МБДОУ ДС №4 "Василёк" оснащено противопожарной звуковой сигнализацией,  необходимыми табличками и указателями с обеспечением звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — официальный сайт образовательной организации имеет версию сайта для слабовидящих. Для повышения качества образовательного процесса в детском саду используются электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ — доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат — не предусмотрено, т.к. количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — не предусмотрено.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie